Правовые акты негосударственных организаций

В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных и негосударственных организаций. Определение же долж-ностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве примечание 1 к ст. В более широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию. Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют. Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т. В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства. По сравнению с правовым обычаем и судебным административным прецедентом нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных — правотворческих органов. Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от норматив-ных актов негосударственных организаций уставы партий, общественно-политических движений. Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но неуполномочен на принятие указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры особенно это относится к законодательным актама также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными. В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных интерпретационных актов. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими. В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретное- тью результата, т. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения — применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок. Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т. От нормативных правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие. Нормативный правовой акт — понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим. По юридической силе различают: законы — акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты — акты, основанные на законах им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства ведомстваорганизации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только ми-нистерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые пред-приятиями, учреждениями и действующими в их рамках; предписания, применяемые только на определенной территории область, край, районы Крайнего Севера и т. По субъектам, издающим принимающим нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управле-ния, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Последний вид нормативных правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др. С нормативными правовыми актами тесно связано понятие за-конодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно. Правотворчество должностных лиц Она выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования нормативных правовых актов. Законность правотворчества Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативные правовые акты — акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являют-ся результатом правотворчества. Правотворчество — составная часть более широкого процесса — — это деятельность государственных органов в случае референдума — всего народа и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена изменение устаревших нормативных правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень И объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового Правотворчество как сложная деятельность по формулированию общих правил поведения является весьма неоднородным и можно выделить определенные его формы виды : в зависимости от субъектов правотворчества: а непосредственное создание нормативно-правового акта - правотворчество государственных органов например, Государственной Думы, Правительства РФ, министерств и ведомств, муниципальных органов и Глава 4. Правоустановление Конституция РФ в соответствии ч. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия изменения конституций республик уставов краев и областейтерриториального Правотворчество - деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм. Правотворчество отвечает принципам демократизма, законности, научности, своевременности, профессионализма, плановости. Стадии правотворческой деятельности: решение субъекта правотворческой деятельности о необходимости Правотворческий процесс осуществляется иа. Разновидностями правотворческого процесса являются Наиболее ярким его проявлением является референдум — голосование граждан Российской Федерации по важным наиболее важным вопросам государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не Правотворческие органы при разработке издании юридических норм изучают социально-экономическую иную ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными. Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда Государство, стремящееся стать правовым, в своей законодательной деятельности должно быть тесно связано со своим наро-дом, с самыми широкими слоями населения. «К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать народу», — заметил еще в середине XVIII. Народный Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры органы местного самоуправления, профсоюзы и т. Правотворчество является составной Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в ши-роком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего представительного органа бывшего Союза, стал постоянно действующим законодательным органом. Иной стала также процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным «консерватизмом» права изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование правопо-ложений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает — относительно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и при-нятием юридической нормы. Последний этап правообразования и .